Вежливый свет

11 Июл 2014     Рубрика: Радиолюбительская технология
arrow  arrow

Электронное устройство Вежливый свет

 

свет-3

 

Электронное устройство Вежливый свет для автомобилистов.Закон об включении ближнего света фар на автомобиле в дневное время уже давно действует,но бывает так, что даже опытные водители не всегда включают фары из забывчивости и продолжают движение без света.
Представленный здесь прибор решит эти проблемы путём включения фар в автоматическом режиме . ДХО или других источников света на автомашине. Его примечательность в том, что реализована функция «вежливый свет», применяемая на некоторых дорогих авто. Устройство можно подключить к любому транспортному средству и настроить на автоматическое включение любого источника света.
Функция ‘вежливый свет» имеет три основных момента:
— когда запускается двигатель происходит срабатывание реле и происходит задержка подачи питания на фары;
— также и после того как двигатель будет остановлен,происходит задержка отключения питания фар;
— во время запуска двигателя,есть возможность принудительного выключения фар.

 

Автоматическая задержка включения ближнего света устраняет некоторые проблемы при запуске движка в зимнее время,длительность задержки подачи питания на фары составляет 15 секунд,после чего они автоматом включатся,этот процесс создаёт двигателю благоприятные условия для стабилизации своей работы. Ещё примечательна задержка выключения фар тем,что оставив автомобиль в не освещённом месте или в гараже,то после того как будет остановлен двигатель фары продолжают гореть около 2 минут, а затем гаснут, тем самым дают возможность спокойно выйти из автомашины,закрыть её и дойти до освещённого места стоянки. Положительное действие оказывает и принудительное выключение света,когда запускается двигатель,так как облегчает его запуск,и к тому-же продлевает срок эксплуатации лампочек фар,особенно это актуально для ксеноновых ламп. Дополнительно устройство оснащено светодиодным индикатором включения фар.
Схема устройства изображена на рис. 1

 

свет-1

 

На контакт 6 разъёма ХР1 устройства подаётся напряжение +12 В бортовой сети автомобиля, а контакты 1 и 2 подключены к общему проводу («массе'») автомобиля. Контакт 4 подключён к замку зажигания так, чтобы на нём появлялось напряжение только в момент запуска двигателя. Контакт 5 подключён к любому проводу, на котором после запуска двигателя появляется напряжение. На некоторых автомобилях это может быть управляющий вывод генератора, если такого вывода нет. можно подключить контакт 5 к проводу включения аудиоустройства, например магнитолы. Тогда фары будут включаться через 15 с после поворота ключа в замке зажигания независимо от того, запущен двигатель или нет. Контакты 7 и 8 подключаются параллельно выключателю фар автомобиля.
После подачи питания транзистор VT2 закрыт, реле К1 обесточено и лампы фар выключены, о чём сигнализирует светодиод HLI, начиная светиться. После запуска двигателя на контакте 5 появляется напряжение +12 В и конденсатор CI начинает медленно заряжаться. Время зарядки, а следовательно и время, через которое включатся фары, зависит от сопротивления резистора R3 и емкости конденсатора. После зарядки конденсатора CI до порогового напряжения транзистора VT2 последний открывается, реле К1 срабатывает и фары включаются, а светодиод HL1 перестаёт светить. Поскольку во время работы двигателя на контакте 5 присутствует напряжение +12 В, фары горят постоянно.

 

После остановки двигателя напряжение на нём пропадает и конденсатор С1 начинает медленно разряжаться через резистор R4. Время, в течение которого фары остаются включенными после остановки двигателя, зависит от постоянной времени цепи R4C1. После разрядки конденсатора до напряжения ниже порога открывания транзистора VT2 последний закрывается, обесточивая реле К1, и фары гаснут. Если после остановки двигателя возникла необходимость запустить его вновь, то в момент включения стартёра наконтакт 4 подаётся напряжение +12 В и транзистор VTI открывается, быстро разряжая конденсатор CI и блокируя включение реле КI, т. е. обеспечивается принудительное выключение фар в момент запуска двигателя.
Устройство собрано на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размерами 45*25 мм (рис. 2).

 

свет-2

 

Полевой транзистор VT2 можно заменить другим мощным с малым сопротивлением открытого канала (не более 0,15 0м),например IRF540, IRf-£44. Установки его на теплоотвод не требуется. Транзистор VT1 — любой маломощный структуры п-р-п. Светодиод HL1 может быть любого цвета свечения, для привлечения внимания водителя полезно применение мигающего светодиода. Монтируют его в любом удобном для водителя месте. Реле К1 — ELZET LR-T78-12VDC или другое маломощное с напряжением обмотки 12 В. Параметры времязадающих цепей R3C1 и R4C1 подбираются индивидуально. Ухода их параметров при работе автомобиля в холодное время года при низкой температуре окружающего воздуха не наблюдалось.

 

Дополнительно для удобства управления устройством в исполнительную цепь реле К1 можно включить трёх-позиционный переключатель, соединив его с бортовой сетью автомобиля так, чтобы в одном крайнем положении устройство включало противотуманные фары или дневные ходовые огни, в другом крайнем положении включались бы фары ближнего света, а в среднем (нейтральном) положении устройство не оказывало влияния на освещение автомобиля.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика